«СЛ», 1982, февраль
вторник, 21.02.21, 07:51В год юбилейный для района мы, редакционный коллектив, вдруг вспомнили, что тоже являемся неотъемлемой частью его истории. Мало того, во многом ее летописцы. Во всяком случае, последние 38 лет. И посему решили полистать подшивки «СЛ», освежить память старшего поколения, передать ее новому. И что самое главное, попытаться осмыслить то, что творилось на нашей земле 10, 20, 30 лет назад. Итак, представляем вашему вниманию серию публикаций к 85-летию Пуровского района.
Очень долго не мог определиться: а по какому, собственно, принципу определять дату изучения газетных архивов? Привязываться к каким-либо датам желания не было – хочется-то показать один обычный месяц одного обычного года. Решение простое, но изящное, подсказала сотрудница: «Тебя же февраль интересует? Слушай, я как раз в феврале в Тарко-Сале приехала. В 1982 году. Интересно было бы вспомнить, чем тогда дышал район». Ну что же, было бы предложено. И, кстати, предложить свой год можете и вы, уважаемые читатели. А пока читаем и представляем Пуровский район таким, каким он встретил мою коллегу ровно 35 лет назад.
О силе газетного слова
Анализируя подшивку, в первую очередь обращает на себя внимание непривычная приоритетность публикаций о поселке Ноябрьске. Хотя для знатоков-краеведов это странным не покажется: он в те годы входил в состав Пуровского района да к тому же был самым динамично развивающимся населенным пунктом Ямала. И за всем этим обилием «ноябрьских» материалов не вдруг разглядишь колонки (а иногда и просто «врезки») под рубрикой «Газета выступила. Что сделано?» Хотя именно они при глубоком осмыслении представляются наиболее важными в «Северном луче».
Сегодня просто диву даешься, как весомо было печатное слово, насколько влиятельны были и журналисты. Одна из самых популярных ныне рубрик в «Северном луче» - «Алло! Редакция?» В ней наши читатели поднимают насущные вопросы, и многое после опубликования в том числе благодаря усилиям редакционных сотрудников, решается. Но также многие из них (не будем кривить душой) обозначают саму проблему, но при этом не приводят к устранению оной. Тогда же все было иначе. Написали о нарушениях правил загрузки буровых установок и запчастей на баржи? Пожалуйте, ответ директора Лабытнангской экспедиционно-комплектовочной базы об устранении выявленных недостатков. Подняли вопрос нехватки машин «Скорой помощи» в Ноябрьске. В кратчайшие сроки дополнительный транспорт и 17 штатных единиц выделено, о чем отчитывается заместитель главного врача районной больницы. И таких примеров обратной связи за один только февраль 1982 года насчитал множество. Вот уж где, действительно, газета - четвертая власть.
О советской демократии
Продолжая тему, стоит сказать, что и простые читатели не стеснялись и не ленились высказывать с газетной трибуны претензии к руководителям, в том числе и непосредственно своих организаций. Помнится, в 90-х годах нас учили, что, дескать, при Советском Союзе свободы слова не было, а люди боялись публично высказывать свое мнение – только на кухне и только шепотом. Может, во всей остальной стране так и было (в силу возраста судить о том не могу), но публикации «СЛ» доказывают, что на «северах» все было совсем наоборот.
Вообще, степень участия общественности в жизни района, более того – в управлении районом 35 лет назад была, если верить публикациям, чрезвычайно высока. А степень влияния и того больше. Наткнулся на тематическую страницу «Под контроль масс». Посвящена она работе органов народного контроля. Читая, поневоле начинаешь сравнивать с современным «Народным контролем». Нисколько не хочу обидеть тех, кто сегодня на общественных началах старается улучшить нашу с вами жизнь, борется за права потребителей. Они делают важное дело. Но, по сути, большой ли властью они обладают? Выявили просроченные продукты – вынесли хозяину торговой точки предупреждение. Не исправился – написали письмо в соответствующие инстанции. А там еще проверка и, максимум, копеечный штраф.
Тогда же все было по-другому. Сами оцените ту риторику, тот тон, которым вещают общественники о проделанной работе с газетных полос. «…потребовал от руководителей торгующих организаций устранить недостатки…», «…обязал принять меры к обеспечению населения картофелем и овощами…», «…за непринятие должных мер к обеспечению сохранности плодоовощей начальникам ОРСов … и председателю Пуровского рыбкоопа … поставлено на вид…». Как вам? Не правда ли, есть к чему стремиться нынешнему «Народному контролю».
О ямальских помидорах
Часто мы в газете публикуем вещи, которые и мало места занимают, и мало чувств вызывают. Но это для нас, современников. Но по прошествии времени такие малозначительные публикации порой наталкивают на значительные размышления. Так случилось с неказистыми стихами некоего Игоря Крохина под названием «Завхозу Н.И. Николенко», опубликованными в самом «подвале» четвертой полосы «СЛ» от 13 февраля 1982 года под рубрикой «Из поэтической тетради».
Вот вам еще одно подтверждение теории цикличности истории. Словосочетание «продовольственная безопасность» давно стало для нас привычным. Мы с переменным успехом стараемся расширить области применения агротехнологий, внедрить альтернативные способы сельхозпроизводства, гордимся овощами, выращенными на Крайнем Севере. Помнится, сам с восторгом писал о теплице в заполярном Самбурге, применяя эпитеты «единственная» да «первая». Ан нет, оказывается не первая. Может, в нашем стремлении к продуктовому самообеспечению есть смысл обратиться к опыту прошлых лет? Мысль, кстати, не авторская. Сегодня ее все чаще высказывают работники сельского хозяйства всех уровней – от руководителей крупных предприятий АПК до фермеров-частников.
О несбывшихся мечтах
И последнее, за что зацепился взгляд – короткая заметка под рубрикой «Рождается город». Читаем: «В недалеком будущем на тюменском Севере появится еще один город. Каким он станет, можно увидеть, побывав в архитектурно-планировочных мастерских Ленинградского научно-исследовательского института проектирования градостроительства. Здесь завершена разработка генерального плана будущего города.
Этот город появится в районе существующего поселка Уренгоя. Место выбрано не случайно. Здесь ведут большое транспортное и энергетическое строительство, а в междуречье Пура и Таза разведаны газовые и нефтяные месторождения. Предполагается, что число жителей достигнет 140-150 тысяч человек».
Далее узнаем, что планы существовали не только на бумаге. Город, который должен был стать центром дальнейшего геологического изучения Севера, уже начали строить. Но реальность неумолима. «Большая» геология умерла. Советская страна с ее громадными возможностями доживала последние годы. Многие глобальные цели, помаячив на горизонте, растаяли миражами. Конечно же, впустую работа не пропала. Там, где должен был стоять большой город, сегодня станция Коротчаево (одновременно, микрорайон Нового Уренгоя) с населением около 7000 тысяч человек.
Но мечты так и остались мечтами. Хотя, памятуя о цикличности, возможно не стоит совсем уж с ними прощаться? Кто знает, может новая экономическая политика Ямала еще подвигнет нас смахнуть архивную пыль со старых планов?
На этом пока все. О том, что происходило в Пуровском районе в месяце марте, вы сможете узнать, естественно, в марте. А год, как уже предлагалось выше, определяйте сами. Прочитать же публикации 35-летней давности, что называется, «вживую», вы можете на сайте в разделе "Архив газеты".
Курсы валют | ||
Покупка | Продажа | |
USD/RUB | 0.00 | 0.00 |
EUR/RUB | 0.00 | 0.00 |
Данные на |