К работе - с душой

17 февраля 2017 года в Доме культуры «Юбилейный» коллектив Центра социального обслуживания населения в Пуровском районе отметит свое 15-летие

Педагогика - Олимп для смелых

6-10 февраля в Тарко-Сале прошел ежегодный конкурс «Педагог года-2017». В двадцать первый раз лучшие педагоги и воспитатели района встретились на соревновательной площадке, чтобы показать свое профессиональное мастерство

«СЛ», 1982, февраль

Представляем вашему вниманию серию публикаций к 85-летию Пуровского района

Жизнь без войны

Чечня. Это страшное в 90-е годы слово навсегда осталось в памяти ребят, выполнявших свой воинский долг в некогда «горячей» точке страны. Для их родных и близких это слово стало синонимом тревоги, для кого-то - болью невосполнимой утраты…

Живая связь времён

В День памяти о россиянах, исполнявших службный долг за пределами Отечества, у памятника погибшим пуровчанам в г.Тарко-Сале состоялась гражданско-патриотическая акция, посвященная 28-й годовщине вывода советских войск из Афганистана

От великих деяний к полезным делам

вторник, 20.10.20, 08:02

В конце сентября в редакцию «СЛ» поступила информация о том, что 20 числа того же месяца в Пуровске двое станичников Пуровского хуторского казачьего общества вместе с сотрудником полиции задержали гражданина, в настоящий момент подозреваемого в совершении убийства. Этот факт стал одним из множества раскрытых нашими казаками преступлений в составе совместных с силовиками патрулей. Вот уже без малого пять лет казачья дружина добровольно охраняют спокойствие своих земляков.

Сегодня есть повод напомнить об одной малоизвестной дате, между тем имеющей место быть в современной России уже 15 лет. Ежегодно 18 октября, начиная с 2000 года, в нашей стране отмечается День памяти войсковой казачьей славы. Следует отметить, что праздник не новый, а, скорее, возрожденный, и День памяти казаков, павших в боях за Отечество, берет свое начало с 1813 года, когда 16-19 октября состоялось крупнейшее сражение наполеоновских войн - битва под Лейпцигом, в которой принимали активное и успешное участие казачьи подразделения.

Предваряя праздник и памятуя о возрастающем с каждым годом общественном «весе» казачьего движения, мы решили провести для уважаемых читателей нашей газеты краткий исторический экскурс: рассказать о развитии российского казачества, о его современном состоянии и самых славных деяниях. Очень надеемся, что это будет познавательно.

В начале начал

Происхождение слова «казак» сокрыто под таким слоем пыли веков, что разобрать его этимологию однозначно представляется маловозможным. Большинство исследователей (да простят их господа славянофилы) сходятся во мнении, что название имеет азиатские, тюркские корни. Во всяком случае до того, как его начали связывать с русским государством, оно уже существовало у многих восточных народов: монголов, татар, половцев. Перевод имеет много вариаций, но суть везде одна: «страж», «воин», «защитник», «вольный человек», то есть в обобщенном варианте - «вольный человек, выполняющий службу по защите границ».


За страницами учебника. За всю свою историю казачьи воинские части были в вооруженных силах России, Советского Союза, Польши, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Османской империи, Украинской Народной Республики, Парагвая, Германии, Японии. Несмотря на отличия в вооружении и экипировке (например казаки, служившие в японской армии, вместо традиционных шашек были вооружены самурайскими мечами-катанами) во всем мире до сих пор считаются уникальным русским формированием.


Не менее загадочно и происхождение самих казаков как отдельной социально-культурной общности. Стоит оговориться, что это я так смело назвал казаков социально-культурной общностью, поскольку так и считаю - в этом смысле являюсь носителем марксистской теории. Но так думают далеко не все. Сторонники новых подходов рассматривают казачество как этническое образование - субэтнос в составе русского народа, иногда как отдельный этнос. Вопрос остается дискуссионным; в том числе не очевидно, являлась ли эта общность славянской.

Относительно происхождения казачества как явления в XV веке (именно с этого времени оно постоянно фигурирует в исторических источниках) существуют две противоположные версии. По одной - это славяне, заселившие пустующие земли Дикого поля, по другой - обрусевший восточный народ (касоги, черкесы, хазары). Лично мне представляется, что истина где-то посередине - у казаков всегда (судя по тем же историческим источникам) наблюдались как европейские, так и азиатские признаки. Может, потому они и стали чисто русским, точнее, российским явлением - в нашей стране восточное также неотделимо от западного.

Но забудем о полемике. Именно с XV века казаки в истории России, а откуда они есть пошли, пусть ученые размышляют. Именно в этот период произошло разделение, а по мне, так самостоятельное формирование двух направлений казачества: вольного и государственного, реестрового. И именно с этим разделением связаны все их будущие беды и победы. И уже с этого времени чувствуется их особость, предчувствуется их будущее величие. Причем великими впоследствии будут и победы, и беды.

С самого начала упоминания в истории казаков неотъемлемо связывают с войной. Нет, конечно, они не все время воевали. Они пахали землю, собирали урожай, вели торговые дела. Бесспорно и их политическое влияние: достаточно вспомнить, что первый из Романовых - Михаил Федорович сел на престол во многом благодаря Великорусским казакам. Во всем, за что бы ни брались, они были успешны: землевладельцами - богатыми, торговцами - удачливыми (оно и не удивительно, ведь казачье сословие было освобождено от уплаты налогов), политиками - весомыми. Но все это только благодаря их воинскому умению.


За страницами учебника. За 26 июля 1940 года командующим Северным флотом Советской армии стал 34-летний терской казак вице-адмирал Арсений Головко. Он был одним из немногих, кто ослушался Сталина и ударил по немецким самолетам-разведчикам еще за шесть дней до начала Великой Отечественной войны. Когда началась война, он не позволил врагам уничтожить вверенный ему флот и не пустил фашистов на Кольский полуостров.


На протяжении нескольких веков казаки были, на мой взгляд, одними из самых боеспособных во всем населенном мире и уж точно лучшими в родном государстве. По сути, для тогдашней России они были сродни нынешним войскам спецназа, только куда более многочисленными. Причем одинаково эффективным воинством было как служилое (то есть находящееся на государственной службе), так и вольное (промышлявшее преимущественно разбоем) казачество.

Вот здесь мы и поведаем о великих деяниях. Как уже упомянуто выше, в истории казаков было немало бед. Беды эти были таковыми, что о них очень подробно знает каждый мало-мальски образованный россиянин. Вы, наверняка, уже догадались, что разговор идет о восстаниях Стеньки Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачёва. В советской историографии их называли крестьянскими войнами. Так уж тогда было принято: все более или менее значительное считалось либо рабочим, либо крестьянским. Но, тем не менее, основной движущей силой в них были именно казаки. И, разжигая пожары восстаний, стремились они, как мне видится, именно к казачьей вольнице, где у рядового казака стало бы больше возможностей, больше свободы.

О, это были воистину великие пожары! Их огонь пожирал тысячи жизней, сотни деревень, десятки городов, горел прямо у ног властителей России. Что же в них великого, спросите вы, лишь мрак и ужас, лишь смерть и горе. Но на мой взгляд, именно эти восстания усмиряли аппетиты порой не в меру «голодных» власть предержащих. И кто знает, быть может без всего этого русские революции произошли бы не в XX веке, а намного раньше? С этим можно и нужно спорить. Но вот с чем поспорить никак нельзя: буза, поднимаемая казаками, перекраивала вехи истории нашего государства, и без них не было бы той России, которую мы знаем сейчас.

Провожая войска на русско-турецкую войну в 1877 году, император Александр II поразился выправке солдат лейб-гвардии Казачьего полка: «На войну идут, как на свадьбу!» После чего официально назначил маршем этого полка свадебный марш Мендельсона.


За страницами учебника. Провожая войска на русско-турецкую войну в 1877 году, император Александр II поразился выправке солдат лейб-гвардии Казачьего полка: «На войну идут, как на свадьбу!» После чего официально назначил маршем этого полка свадебный марш Мендельсона.


Немало, точнее, намного больше у казаков было великих побед. И значение этих побед для нашей страны, бесспорно, гораздо значительнее. Одно только освоение Сибири чего стоит! Вы скажете: «Опять про Ермака рассказывать будет. Да знаем мы про это все». И вот здесь посмею возразить. Да, военный поход Ермака Тимофеевича имел немалое значение, возможно, первостепенное. Но, да будет вам известно, не было в истории такого, что именно после его похода Сибирь вдруг взяла и стала российской. Процесс этот более сложен и долог.

Но и про Ермака поделиться своим мнением хотелось бы. Мы как-то привыкли считать его неким былинным богатырем во главе не менее же богатырской дружины, огнем и мечом проложившим путь России за Уральский хребет. Хочу заверить, что здесь все мы стали жертвами отечественного кинематографа, представившего его именно таким. Но как-то слабо верится, что не слишком большая казачья дружина смогла бы пройти столь дальний и опасный путь, полагаясь только на силу оружия, ведь Сибирь населяли не дикари с луками, а народы, также очень хорошо умевшие воевать. Лично мне думается, что Ермак был очень хорошим политиком, сумевшим доказать местному населению, что с Россией сотрудничать более выгодно, нежели с кем другим.

Но вернемся к присоединению Сибири. Русским первопроходцам, большинство из которых были все те же казаки, понадобилось 150 лет, чтобы пройти путь от Урала до Тихого океана. Еще в 1499-1501 годах вогульские княжества на Нижней Оби признали зависимость от Московского государства. Через 50 лет это сделал сибирский князь Едигер. Потом в 1581 году начался приснопамятный поход Ермака. Затем - строительство первых русских городов. А завершилось присоединение Сибири лишь в 1641 году походом казаков под предводительством Ивана Москвитина, в ходе которого русские первопроходцы впервые вышли к Тихому океану.


За страницами учебника. В австро-венгерской армии существовала официальная инструкция - вступать в бой с казаками, лишь имея пятикратное численное превосходство.


Событие это значительное, полуторавековой подвиг казаков величествен и другого мнения ни у кого, населяющего нашу, ставшую после этого необъятной, страну, быть не может. Скажу лишь то, что и так ни для кого не открытие: без Сибири Россия сегодня вряд ли могла бы называться мировой державой.

1944 год. Потомственные военные – кубанские казаки внесли огромный вклад в дело Великой Победы

Немало сотворили славных дел казаки и на полях сражений всех войн последних пяти слишком столетий. Считаю, что апогея своего военного развития казачество достигло к началу XIX столетия. Это в полной мере доказывает Отечественная война 1812 года и последующий иностранный поход. На вторгшихся в Россию солдат наполеоновской армии наводили ужас 50 тысяч казаков регулярной армии и партизанских отрядов. Именно на них под командованием легендарного атамана Матвея Платова было возложено преследование французских войск после изгнания их из страны. А сам гений-полководец Наполеон так оценивал добивающих его армию казаков: «Казаки – это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в моей армии, я прошел бы с ними весь мир».

Таковым было казачество, непобедимое и великое, на протяжении нескольких веков. Таковым оно и оставалось до известных событий начала XX века, когда в Лету кануло многое из достигнутого кровью и потом.

Время полезных дел

Эпоха великих деяний для казаков закончилась. Но, надо сказать, что казачество одно из немногих российских сословий пережило ураган, порожденный Октябрьской революцией, и худо-бедно просуществовало 74 года советского правления. Отметим лишь, что «худо-бедно» здесь самое что ни на есть верное словосочетание. Ни о каком былом влиянии, величии и вольницах говорить уже не приходилось. Речь, скорее, шла о выживании. Тем не менее, казачья социально-культурная общность, сформированная при князьях, царях и императорах, сохранила свою самобытность. А вот дворянство, духовенство, купечество, возникшие тогда же, похвастаться тем же не могли.


За страницами учебника. Два предводителя крупнейших казачье-крестьянских войн в России Степан Разин и Емельян Пугачёв родились с разницей примерно в 110 лет в одной и той же маленькой станице Зимовейской.


Несмотря на нелегкую жизнь, уготованную советскими властями казакам, никто их от участия в жизни страны не отстранял. Они сумели сохраниться как общность на территориях традиционного проживания. О них снимали киноленты – вспомните известный фильм «Кубанские казаки». Казачьи воинские части служили и, как отмечают историографы, доблестно воевали в рядах Советской армии.

В этой связи неуместно говорить о возрождении казачества, которое якобы началось с развалом СССР. Назвал бы это скорее вынужденным переустройством его внутренней организации, вызванной изменившимися политическими условиями. Но это мой личный взгляд, с которым могут быть не согласны сегодняшние казаки.

О современном состоянии казачества могу составить мнение только по местным казакам. И мнение это таково: то, что они делают сегодня, нужно и важно. Пуровское местное казачье общество с момента своего появления в 1997 году всегда занимало самую активную гражданскую позицию. При непосредственном участии казаков в школах района сформировано несколько кадетских классов. Казаки одними из первых организовали постоянную охрану общеобразовательных школ. Они вносят ощутимый вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения. Еще один большой пласт их работы – распространение на территории района православной веры. Казаки добровольно взяли на себя обязательства по организации и участию в миссионерских поездках священников прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца по поселениям и национальным стойбищам района.

Насколько я могу судить, сегодня российские казаки делятся так же, как и столетия назад, на два направления, но несколько другого порядка. Есть те, кто занимается популяризацией традиционной казачьей культуры, за что честь им и хвала. А есть и те, кто несет государственную службу. И лично мне импонирует, что пуровские казаки позиционируют себя реестровыми, то есть государственными, и главную свою задачу видят в обеспечении безопасности своих земляков.

И тому есть подтверждение: в 2012 году администрацией района совместно с руководством отдела МВД России по Пуровскому району был решен вопрос о привлечении Пуровского станичного казачьего общества к охране общественного порядка. Идея привлечения казаков к охране безопасности поселений района возникла не на пустом месте и, что называется, не от хорошей жизни. В 2011 году произошло сокращение личного состава полиции, в том числе патрульно-постовой службы. А такие национальные поселения, как село Халясавэй и деревня Харампур вообще остались без участковых уполномоченных. Потому-то и было принято решение привлечь пуровских станичников к этому непростому и опасному делу. И, как доказывает время, решение было верным.


За страницами учебника. Популярная этимологическая версия связывает название небольших ресторанов-кафе «бистро» с русским словом «быстро». Считается, что во время оккупации Парижа в 1814 году русские казаки, не отличавшиеся галантностью, требовали от французских официантов, чтобы те обслуживали их побыстрее, так и возникло название для заведения, где блюда готовятся и подаются вскоре после заказа. Эта версия увековечена в мемориальной доске на одном из ресторанов Монмартра.


В жизни казаков началась новая эпоха. Не исключено, что былого величия им уже не достигнуть, хотя кто знает… И может быть, это и хорошо, ведь почти все их прошлые великие свершения так или иначе связаны с войной. А может, в том, чтобы каждый день совершать не столь значимые, но небольшие полезные для людей дела, и есть истинное величие? Кто ответит, что в сегодняшней жизни важнее для страны?

2011 год. Пуровские станичники установили поклонный крест на Полярном круге

 

 

Версия для печати Просмотров: 1003 Комментариев: 0
Комментарии
Имя:*
E-mail:* Не верный формат e-mail
Комментарий:*
Введите символы с картинки:*
Отправить
нет комментариев
Фото: архивы «СЛ», funlib.ru и ic.pics.livejournal.com
Открытый регион 89

Год российского кино

Курсы валют
Курсы валют
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Индекс цитирования
Различные статьи
Алло! Редакция?

В редакцию «СЛ» можно звонить в рабочее время по телефонам: 8 (34997) 6-32-91, 2-14-07, написать по электронному адресу: gsl@prgsl.info либо отправить письмо по обычной почте: 629850, город Тарко-Сале, улица Первомайская, 20, редакция газеты «Северный луч». Задавайте вопросы, высказывайте свои замечания, мнения и предложения.

Читать далее
Кому это надо? Никому не надо!

Скажу честно: меня огорчает каждое упоминание об очередном успешном «прорыве» в деле открытия кочевых школ у нас, в Ямало-Ненецком автономном округе.

Читать далее
Град непокорённый

Мы знаем о 872 днях осады непокоренного города. И мы не знаем о них ничего.

Читать далее
Лекарство от цифровых болезней

Предлагаем воспользоваться нашими советами и произвести ряд действий или бездействий, которые помогут значительно снизить риск заражения вирусами вашего электронного устройства.

Читать далее
© ООО 'МБУ редакция газеты 'Северный луч' (2001-2013)
Лицензия Минпечати Эл No ФС77-42043